Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Мир меняют люди: как один красноярец преобразил старое правобережье

Дмитрий Тронин13 февраля 2020 3 265
2021-04-27T14:56:10.077000+00:00
Мир меняют люди: как один красноярец преобразил старое правобережье
О силе убеждения и «теории разбитых окон» в действии

Красноярец Андрей Мужщинский поселился в старом квартале на правом берегу. Он решил своими силами улучшить район вокруг: стал председателем дома и добился таких успехов, что о нем услышали далеко за пределами его квартала. Андрей смог привлечь спонсоров и привел в порядок окрестные дворы, а после переезда новые соседи сами попросили его вновь стать председателем. Красноярец рассказал, как ему удалось изменить свой район, и с какими трудностями он столкнулся в процессе. 

Исторический квартал на правом

Правый берег для жизни мы выбрали, скорее, по случайному стечению обстоятельств. Мы тогда готовились в первый раз стать родителями и искали дом, рядом с которым были бы детские сады, школы и поликлиники, а также скверы, где можно погулять. Это был первый критерий. Второй — до этого я жил в Солнечном: каждый день на дорогу до работы у меня уходило не меньше часа, а зимой в гололед и все два. Мне очень хотелось сократить время в пути. 

Мы сразу начали рассматривать именно улицу Вавилова, и этим выбором остались довольны. Микрорайон «Вавиловский», можно сказать, центр правого берега. Здесь есть все нужные учреждения, до которых можно быстро дойти пешком. У района хорошая транспортная доступность — автобусы, электричка.

Последнее было особенно актуально во время моей работы в центре: я подстраивался под четкое расписание электричек, знал точно, сколько минут мне идти от дома до станции «Злобино», и без пробок доезжал до вокзала.

Район интересен своей историей. Здесь можно наблюдать разные этапы застройки: деревянные двухэтажные дома 30-х годов, затем сталинки, хрущёвки, и наконец, современные дома. А недалеко есть целый квартал кирпичных особняков. Здесь иногда замечаешь какие-то необычные детали: например, если у дома торчит труба — это значит, что здание строилось со своей котельной.

Нужно признать, что концепция «Вавиловского», как целостного обновленного района, канула в лету. С одной стороны, противники изменения проекта планировки могут быть довольны — не случится заявленной «СибЛидером» плотной застройки. С другой, я не исключаю такой сценарий, что на неосвоенные участки зайдет условный «Сибиряк», и построит там панельные высотки, причем, обойдется вообще без всякого диалога с жителями. И тут ты уже будешь кусать локти, что не договорился с более лояльным к жителям «СибЛидером», когда была возможность.

«Вавиловский» был проектом строительной компании «СибЛидер» по реновации старого района. В основе лежал снос ветхого малоэтажного жилья, строительство многоэтажек, благоустройство территорий. В процессе застройщик внес изменения в проект, которые получили много негативных отзывов и привели к акциям протеста местных жителей

В «Вавиловском», конечно, пытались выдерживать какой-то стиль. Дома ближе к первой линии Вавилова, к старой застройке, не так уж высоки, а 25-этажные «свечки» располагаются позади. Но лично я не сторонник высотной многоквартирной застройки. Как председатель совета дома я понимаю, что чем меньше жителей-собственников, тем больше шансов решить какие-то спорные вопросы. Если народу очень много, это уже базар. Не будет никогда диалога, если на собрании присутствует 500 человек.

Деньги на ремонт нашли сами

Первый раз председателем дома я стал по своей же инициативе. В нашем доме начались проблемы с канализацией в подвале. У дома не было денег на счету, чтобы заменить коммуникации, а мелкий ремонт не исправил бы ситуацию. Скидываться на ремонт сверх ежемесячной платы соседи оказались не готовы. Пришлось думать, где взять денег извне. 

До появления программы капремонта в Красноярске существовала муниципальная программа по ремонту домов: бюджет предоставлял субсидии, которые покрывали все расходы на замену труб. Я объявил общее собрание, выставил свою кандидатуру на должность управдома, заручился поддержкой соседей, и пошел в администрацию района и в департамент городского хозяйства. Субсидию из бюджета мы тогда получили. Заменили не только общедомовую систему водоотведения, но и системы горячего и холодного водоснабжения и теплоснабжения.

Дальше пришла очередь двора. Когда мы здесь поселились, нормальных дворов в округе было раз, два и обчелся. В глубине кварталов ещё не было новостроек, стояли двухэтажные бараки. Во дворе нашего первого дома — Вавилова, 45 — были только сломанные железные конструкции советских времен. Конечно же, встал вопрос: где гулять детям?

До переезда Андрея в этом дворе было почти невозможно гулять. Даже сейчас по соседству с новой детской площадкой стоит старый барак

В то время «СибЛидер» начал активное строительство в микрорайоне, но ждать нового двора поблизости нам пришлось бы года три — это очень долго. Поэтому мы начали думать, что можно сделать самим. Когда застройщик инициировал общественные слушания по изменению проекта планировки, начались дискуссии, появилось много противников. Но мы своим домом пошли на диалог. Раз застройщик готов работать в районе, мы предложили как-то использовать свободное пространство между будущими домами.

Нам удалось найти общий язык с застройщиком, в результате, мы получили обновленный двор. «СибЛидер» предоставил нам малые формы, помог с техникой и инструментами, а всю работу мы делали своими своими руками. Причём, нам помогали жители соседних домов. Это был первый этап. На втором этапе мы обратились в муниципалитет, чтобы сделали обрезку тополей — некоторые ветки опасно нависали над детской площадкой. Затем уже управляющая компания установила качели, горку. 

Наконец, после года согласований, отдел полиции дал разрешение на разрисовку стены. К сожалению, получилось не совсем то, что мы задумывали. Это была не придомовая территория, и тратить средства со счета дома на профессиональных художников мы не могли. Поэтому выбрали вариант с молодежным центром, которому нужно было срочно до конца года освоить грант, и они как раз искали площадку.

В новый дом переезжал знаменитым

Я продолжаю заниматься этим двором несмотря на то, что не так давно мы с семьей переехали на Вавилова, 49. Хотели, чтобы дочь пошла в конкретную школу, но наш старый дом был прикреплен к другому образовательному учреждению. 

Здесь председательство нашло меня само, можно сказать. Жители всех домов района давно и тесно общаются. И как-то в разговоре мои бывшие соседи пожаловались моим будущим соседям, что у них такой хороший председатель дома съезжает, а те выяснили, что переезжаю я. В общем, меня сразу попросили стать управдомом, а я не стал отказываться.

В этом году в планах поставить небольшой спортивный городок на месте снесенных гаражей. Ну а в нашем нынешнем дворе мы пока успели только посадить несколько деревьев вместе с соседями. Сделали заявку, нам привезли 10 саженцев яблони, кедра, ели и сосны. К сожалению, не все прижились, но соседи уже следят за участком. Например, летом бабушки-садоводы подсаживают туда цветы. В общем, мы отвоевали часть двора у зарослей сорняка и беспорядочной парковки.

Ждём, когда в соседнем дворе строительная компания «Готика» начнет возведение нового дома на месте снесенных бараков. Тогда будут благоустроены все окрестности. Ради это мы готовы потерпеть стройку под боком еще три года. 

В целом, к реновации этого района я отношусь нормально. Если пройти вглубь, увидишь много бесхозных участков и запущенных дворов, в основном, двухэтажек. Это плохо и с этим надо что-то делать. Но в процессе реновации я за диалог жителей и застройщика, за компромисс. Я не питаю иллюзий по поводу застройщиков — они преследуют свои интересы. Но и жители должны не стесняться и получать максимальную выгоду для себя. 

Дети прогнали пьяниц

Вообще, в карьере управдома было много интересного. За семь лет я провел около десяти общих собраний. Кто-то охотно шёл на диалог, а кто-то и посылал куда подальше. Многие смотрели на меня непонимающим взглядом, мол, зачем мне все это, все равно ничего изменить нельзя. А недавно подошла соседка-бабушка и говорит: «Я вот в начале сомневалась, что что-то можно изменить, а теперь понимаю, что зря»

Раньше во дворе собирались компании местных жителей и выпивали прямо на старой детской площадке. Когда мы её преобразили, обновили, начали ухаживать, сюда начали приходить дети, в том числе из соседних домов. И они вытеснили пьянчуг. Студенты техникума, которые раньше тоже во дворах сидели с пивком, сейчас приходят, здороваются и спрашивают культурно: «Вы не против, если мы здесь у вас на лавочке посидим? Мы тихо. Потом уберём за собой». Раньше я такого предположить не мог! «Теория разбитых окон» в действии — среда влияет на поведение. Разруха привлекает к себе подобное отношение, а в благоустроенной среде люди наоборот, стараются вести себя аккуратно.

Нас не смущало, что на площадку приходят дети из других дворов. Чужих детей не бывает. А вот жители новостроек стремятся оградить свои дворы заборами, в том числе и потому, что им не нравится, когда дети из соседних домов приходят играть на их большие, красивые, современные площадки. Меня это удивляет — я, наоборот, только за то, чтобы как можно больше детей гуляло в моём дворе. В такие моменты вспоминаю себя в детстве — мы гуляли везде, в одном дворе полазили, в другом познакомились, в третьем подрались.

Площадки в некоторых новостройках по наполнению проигрывают тем, которыми занимался Андрей

Уже три или четыре новостройки поставили заборы. А ведь в концепции «СибЛидера» был сквозной пешеходный бульвар, и заборы эту концепцию ломают. С одной стороны, я могу понять жителей новостроек — они заехали в старый район, и здесь хватает разных персонажей. Но всё-таки это не метод решения проблемы комфортного проживания. В первую очередь это сводит на нет диалог между жителями района. Вообще, ощущается  в районе эта разобщенность разных слоев. Жители бараков сами по себе, жители пятиэтажек и сталинок на своей волне, а у жителей новостроек свои интересы. Старожилы, в основном, радуются изменениям, а у жителей новостроек позиция такая: «Мы здесь поселились, и рядом с нами строить уже нельзя» 

Дальше действовать будем мы

Ещё заметно, что администрация Кировского района не особо участвует в преобразованиях в «Вавиловском». Наверное, привыкли, что здесь взял на себя ответственность «СибЛидер». Ситуация поменялась, но позиция чиновников остается прежней — на контакт они идут неохотно. А нам бы хотелось, чтобы больше внимания уделялось созданию новых общественных пространств, причем в всей округе. Мы готовим письма и обращения в различные органы власти, департамент городского хозяйства, управляющую компанию.

Через дорогу от нас, на перекрестке Вавилова-Шёлковой, напрашивается сквер со спортивным городком. Получилось бы несколько зон — мемориальная часть от Стелы, дальше детская игровая, и завершает комплекс площадка активностей. Но пока мы наблюдаем, как 4 года перекладывают брусчатку в сквере Энтузиастов.

Я верю, что в итоге у нас всё получится, и вокруг появятся новые точки притяжения. Я не собираюсь покидать этот район. У меня много энтузиазма и планов. Хотим отремонтировать фасад по бюджетной программе, инженерные коммуникации. Надеемся, что история со спонсорской поддержкой от нового застройщика повторится. А главное, я хочу переубедить всех соседей в своем новом доме, что можно решать проблемы активными действиями. Ну или хотя бы убедить тех, кто не верит, просто не мешать нам.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru