Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Американский кампус в сибирском лесу»: прогулка по Верхней зоне с совладельцем бургерной Spot&Choo’s

Антон Митько, Виталий Эйгерис3 октября 2020 3 525
2021-04-27T15:03:29.280000+00:00
«Американский кампус в сибирском лесу»: прогулка по Верхней зоне с совладельцем бургерной Spot&Choo’s
Коренной житель городка Александр Спотарь о том, как легка жизнь в Академе, почему сложно менять его облик и чем тут можно заниматься

ДУ, ТЦ, «Поганка», «Долина», «Городок», «Верхушка», Морской, Ильича, Весенний, Цветной, Пирогова, универ, студгородок… Для тех, кто не бывает в Академгородке, все эти названия — пустой звук. А вот среди жителей Верхней зоны они считаются почти священными. Это самобытное место с удивительной аурой и самой дорогой недвижимостью в регионе. Александр Спотарь, родившийся и живущий в «Верхушке», помог нам посмотреть на Академ его глазами. 

Самолеты в садах: детство на Детском 

Мне уже почти тридцать лет, и все это время я прожил в Академгородке. Сейчас даже обитаю в том же доме, где мы жили с семьей, когда я был маленький, — на Детском проезде. Здесь мне знакомы каждая ступенька в подъезде, все тропинки в Верхней зоне, любое дерево на Морском проспекте. Каждый раз, выходя на улицу, я вновь иду по своим детским следам: вот лестничный пролет на первом этаже, который нужно обязательно перепрыгнуть одним махом. Однажды я не заметил открытый почтовый ящик и со всей силы напоролся на его угол животом. 

Сразу за моим домом находится детская площадка, которая почти не изменилась с тех пор, когда я сам играл на ней. Разве что раньше «артефактов» тут было побольше. Она была местом притяжения всех ребят из соседних домов. Кстати, сейчас я снова стал часто сюда приходить, потому что у меня появилась дочь. Теперь это ее место: она касается тех же предметов, что и я в ее возрасте.

Свое название этот проезд получил не случайно: в двух-пяти минутах ходьбы от моего дома работает целых четыре детских сада. Сначала их было даже пять, но один закрылся во времена моего раннего детства. Насколько я помню, именно этот сад был самым ярким из всех: с большой двухэтажной верандой с замком и горкой наверху. А в его дворе стоял металлический самолет-истребитель с сиденьями. Поиграть в нем было моей мечтой. Но после закрытия сада его перенесли в другое место.

Парадокс в том, что несмотря на обилие в округе детских садов, я не ходил ни в один из них, но все равно полноценно играл и общался с друзьями детства. Между нами было только два различия: мы были по разные стороны решеток, которыми огорожены сады, и на обед я ходил домой.

«Зиккурат» вместо памятника: снесенная гимназия

Когда мне было шесть лет, мама сказала, что я, наконец-то, окажусь в коллективе своих сверстников и повела меня как раз в сторону детских садов. По дороге я махал своим друзьям, которые гуляли на площадках, потому что думал, что окажусь в садике. Но мы прошли мимо. Так в моей жизни появилась школа.

Это была Гимназия № 3, которая находилась в пяти минутах ходьбы от нашего дома.  Она была первой школой в Академгородке и одним из самых старых зданий в Верхней зоне. Я говорю в прошедшем времени, потому что летом этого года ее снесли. До сих пор идут споры и пересуды по этому поводу, иногда градус эмоций начинает зашкаливать. Но если разобраться в фактах, то здание гимназии действительно было не просто ветхим, а реально аварийным. Плюс, даже в годы моей учебы, классы в ней были переполнены, и всем желающим не хватало места. В общем, жалости именно к зданию я не испытываю.

Но есть и обратная сторона медали: строительство новой школы не выдерживает никакой критики. Во-первых, оно идет очень медленно. Даже сейчас можно увидеть, что в разгар рабочего дня на стройплощадке находится всего 3-5 рабочих. Такими темпами они ее построят не для наших детей, а для внуков. Во-вторых, здесь все лето вбивали сваи, нарушая режим тишины. У местных жителей начинается нервный тик из-за этого. В-третьих, и это самое важное, ее проект не соответствует ни изначально утвержденным вариантам, ни архитектуре района.

Новую гимназию № 3 собираются сделать в стиле технопарка. Это современная типовая постройка, которая ни своей архитектурой, ни фасадом, ни цветом не вписывается в местную среду. Не говоря про то, что раньше возле гимназии были футбольное поле и хоккейная коробка, доступные всем жителям близлежащих домов.

В итоге есть опасения, что моя родная и свободолюбивая гимназия станет «зиккуратом» (культовое сооружение — ступенчатая пирамида, типичная для шумерской, ассирийской, вавилонской архитектур — Ред.) и очередным памятником нашему времени. Ее обнесут высоким забором, поставят охрану и даже пройти на улицу Терешковой после этого станет проблематично. Не хотелось бы, чтобы школа стала большим куполом, который кем-то был сюда «воткнут» без оглядки на атмосферу места. Очень надеюсь, что гимназия будет такой же доступной для всех, какой была всегда. 

Кампусные тусовки: родной университет

Сразу за школой проходит улица Терешковой, которая плавно переходит в Университетский проспект. Там находятся корпуса НГУ, всего в восьми минутах ходьбы от моего дома. В это сложно поверить, но впервые я оказался возле университета примерно в 13 лет. Весной я смастерил кораблик, запустил его по ручью у обочины Детского проезда и следил за ним. Он и привел меня к НГУ, у которого все местные ручьи стекались в огромную лужу. Течение жизни в Академгородке почти любого рано или поздно приводит в НГУ.

Сам я попал в университет не сразу. Изначально поступив в несколько вузов в городе, я почти на спор с папой согласился сдать экзамены и в НГУ. Из тех факультетов, на которые я успел бы тогда попасть и которые мне были интересны, выбор пал на гуманитарный и иностранных языков. На первом меня не впечатлила вступительная лекция, где рассказывали о специализации.

Тогда я пошел на факультет иностранных языков, где впоследствии учил английский и немецкий языки. Правда, из-за академического отпуска мне пришлось заканчивать универ не с немецким языком, а с турецким. Было забавно учить его с нуля на третьем курсе за два года до государственного экзамена.

Летом после первого курса я поехал в США по международной программе Work&Travel. В этой поездке было всякое: от того, что я попал в Америку по «липовому» Job Offer (временное разрешение на работу, выдаваемое компанией-резидентом страны), и до скитания по разным штатам и даже Мексике в поисках заработков. Одно могу сказать точно — это был один из самых счастливых периодов в моей жизни.

А еще, как ни странно, Америка дала мне четкое понимание того места, в котором я живу в России. Я своими глазами видел устройство академических городков и университетские кампусы и понял их очевидное сходство с Академгородком. Многие из них даже проигрывали Студгородку в плане атмосферы — она в общагах, расположенных вдоль улицы Пирогова, особенная. Тогда я понял, что живу в уникальном месте. 

Универ дал мне не только прикладные знания и особый тип мышления. Еще он подарил мне много важного для жизни — друзей, среду, тусовки. Последнее, как бы это легкомысленно ни звучало, действительно изменило мою жизнь. Точнее, случай, который произошел на одной из вечеринок.

Smash в «Долине»: крафтовая бургерная

Это был первый год проведения тусовок Pop-up Cinema Night, широко известных сегодня. Тогда это событие было иного формата — локального: оно почти всегда проходило в Академе и его окрестностях. Музыка была чуть разнообразнее, людей собиралось значительно меньше, а атмосфера казалась душевнее, потому что почти все были знакомы. А еще показывали кино. На одной из таких вечеринок мы с моим другом Львом решили приготовить на всю компанию бургеры. Они так понравились людям, что потом у нас стали спрашивать, где их найти. 

Так родилась идея открыть бургерную Spot&Choo’s. Лев стал моим бизнес-партнером, и производная от его фамилии сейчас красуется в названии нашего заведения — Choo. Опыта в ресторанном бизнесе и профессиональных навыков кулинарии у нас не было. Зато желания хоть отбавляй. Побывав в разных частях света, мы хорошо представляли, что такое качественный бургер. Именно этот опыт стал решающим и перевесил все наши опасения. 

Сознательно мы не старались «отстроиться» от конкурентов, стремиться к аутентичности или искать идентичность. Все это происходило естественным путем — мы просто понимали, как сделать вкусно и что для этого нужно. Например, мы жарим smash-котлеты — это брутальная техника приготовления, когда шарик из фарша придавливается на жарочной поверхности. Наилучший способ получить тонкую, но сочную котлету с поджаристой корочкой. Кроме того, у нас используются специальные булочки, свежее сочетание овощей и самобытный соус, рецепт которого мы держим в секрете.

Из моей биографии понятно, что бургерная могла появиться только на «Верхушке». Для размещения мы выбрали культовое для Академа здание — «Долину» (гостиница «Золотая Долина»), которая находится на «золотом сечении»: между улицей Ильича, Весенним и Цветным проездами. Бургерную мы назвали своими фамилиями не из-за тщеславия, а потому, что отвечаем за свой продукт. Тут нас знают и доверяют нам. 

Кстати, в последние годы в Верхней зоне открылось много заведений общепита — кафе, закусочных, ресторанов и баров. И это здорово! Лишь бы там делали качественную еду, были хороший стиль и интересная атмосфера.

У меня не так много любимых мест, и не все они находятся в Академе, есть и в городе. Туда я выбираюсь нечасто, но если оказываюсь по делам, то непременно захожу в кофейню Pitchie. Вкуснее их завтраков я ничего не пробовал. И атмосфера там приятная: видно, что есть свой стиль и все сделано с душой. Если мне хочется выпить кружку пива, могу заглянуть в Clever. Поводом оказаться в городе становится желание сходить в кино, встретиться с друзьями или решить рабочие вопросы. В остальном мне хватает Академгородка.

Дизайн-код «Поганка»: городская среда Академа 

Я родился в очень примечательную дату — 18 августа 1991 года, в день путча. Это были последние вздохи советской власти. И я сам получился как бы сотканным из противоречий. С одной стороны, я еще молод, поэтому хорошо понимаю и принимаю многие новые веяния и перемены. Но с другой, где-то глубоко во мне навсегда застряли осколки советского духа. Именно в нем я и мои сверстники по инерции продолжали воспитываться первое десятилетие в новой стране. Не знаю, хорошо это или плохо. Как минимум, вместе с фундаментальным университетским образованием, это дает мне возможность критически мыслить и смотреть на вещи с разных позиций.

Насколько мне известно, о статусе земель в Академгородке слышали даже за пределами Новосибирска: какая здесь дорогая недвижимость и как непросто тут добиться разрешения на строительство. С одной стороны, нельзя кардинально менять Академгородок, особенно его Верхнюю зону. Я уже упоминал, что это место уникально, как бы не обесценивалось это слово маркетологами. Поэтому сохранить самобытность «городка» нужно.

Но с другой стороны, неправильно смотреть только в прошлое. В Академе достаточно территорий, заросших деревьями и кустами, которые не имеют ценности. Часть леса на «Верхушке» больна, там много сорных пород. Если у кого-то есть четкий план и понимание специфики места, то нужно дать ему возможность строить что-то новое. 

Яркий пример — бывший пустырь в овраге на проспекте Академика Коптюга, заросший травой в человеческий рост. А это самый центр «городка». Пустырь был заброшенным местом: боялись гулять. Сейчас тут вырос жилой комплекс. Многие собственники квартир в новых домах — это люди, работающие в научной среде. И это хорошо. Где бы они могли еще жить? Ведь Академ не резиновый.

Я думаю, что нужно просто с умом подходить к вопросу реновации территории Академгородка. Что-то требует сохранения на века. А по каким-то зданиям или умирающим деревьям потомки вряд ли будут скучать. Главное, чтобы это был продуманный и адекватный план без перегибов.

А вот отношение к «фасаду» Академгородка у меня уже более однозначное. Пестрый рекламный шум, который заполонил «Верхушку», уже переходит все границы. Кажется, что скоро что-то лопнет. То ли разнузданность владельцев бизнеса с их жаждой выставить рекламный баннер понаряднее. То ли терпение жителей Академа.

Как владелец бизнеса и здравомыслящий человек, я не могу предлагать что-то запретить. Ведь те, кто устанавливают рекламные щиты и продают на них места, просто зарабатывают деньги. Нельзя лишать их этого права. Но я хотел бы призвать их прислушаться к голосу разума и логике. 

Возьмем, к примеру, здание ТЦ (торгового центра). Когда-то оно было чуть ли не восьмым архитектурным чудом света в масштабах всей советской страны. И точно было знаковым для города. Архитектор задумал сделать его светопрозрачным, поэтому центр здания на 80 % состоит из стекла. Это была не просто шальная мысль, в этом чувствовалась идея. Академгородок — это экология и свобода, поэтому сделать его центральную постройку прозрачной было уместным и креативным тогда решением.

Каким мы видим ТЦ сейчас? Это полностью завешенное баннерами, закрытое шторами, шкафами и стойками сооружение. Да, пусть сейчас торговый центр перестал удивлять архитектурно. Но и участи быть погребенным под горами фанеры, пластика и тряпок он тоже не заслужил. То же самое можно сказать о стоящей рядом с ТЦ «Поганке» (ресторане), об «Академии» (кинотеатре), о ДУ (Доме Ученых). 

Мое предложение по улучшению среды (и это относится не только к Академгородку) сводится к одному слову — «прибраться». Это не требует крупных вложений. Ведь, когда заходят разговоры о единообразии стиля или дизайн-коде любого места, все сразу начинают считать деньги. Но смысл дизайн-кода заключается не только в том, чтобы все разрушить, а потом построить новое в едином стиле. 

В Академе изначально все делалось по уму. Поэтому сегодня можно просто сбросить уродливые наслоения пары последних десятилетий. Нужно привести его в порядок, убрав лишнее и фрагментарно добавив новое. Для меня загадка, почему этого не далет СО РАН, которому здесь все принадлежит. Наверное, это неповоротливая и не современная система. Люди в ней может и хотят, но не способны ничего сделать.

Родился и пригодился: планы на будущее 

Последние полгода приучили нас ничего не планировать. Но жить без идей и мечты тоже как-то не интересно. Поэтому в планах у меня есть открытие бургерной Spot&Choo’s в одном из «ресторанных двориков» центра города. Сейчас мы разрабатываем дизайн помещения, думаем над нюансами, с которыми можем столкнуться при создании этой точки.

Есть над чем работать и в нашей пока что единственной бургерной. Я знаю, чем в основном недовольны посетители Spot&Choo’s, и не боюсь этого признать. Это время ожидания заказов. Прекрасно понимаю людей. Бургер не просто так считается блюдом из категории fast-food — гостям его нужно подавать быстро, а не через 20-30 минут (такое бывает в час-пик). Мы постоянно оптимизируем процесс приготовления, но миниатюрная кухня физически не позволяет выдавать большие объемы заказов. Нужно думать, как еще ускоряться.

Жить в Новосибирске я пока хочу только в Академгородке. Моя супруга Катя всегда полна идей, и мне нравится ее поддерживать и помогать в их реализации. У меня растет дочь, и я считаю, что это лучшее место для воспитания и взросления ребенка. Тут безопасно, в том числе, с точки зрения транспорта. 

У нас, кстати, развит его экологичный сегмент: в городке хорошие условия для велосипедистов, роллеров, скейтеров. Я и сам люблю покататься на велосипеде. Еще здесь популярен прокат электросамокатов. Иногда это бывает не очень безопасно, но я знаю в Академе каждую кочку и хорошо ориентируюсь на дорогах.

Это не означает, что я проживу всю жизнь только здесь. Не исключаю возможности уехать с семьей в другое место, попробовать пожить где-то еще. Может даже на другой континент, почему бы и нет? Несмотря на мою привязанность к Верхней зоне, я не сторонник поговорок в духе «где родился, там и пригодился». Я люблю Академгородок не по праву рождения, а потому, что чувствую с ним связь. Его воздух и атмосфера — это моя стихия. Но даже если мы с семьей когда-то решимся переехать, мы не забудем о своем доме. Я всегда и везде буду помнить каждую ступеньку, тропинку и дерево в Академгородке. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru